morechess

   Шахматная онлайн школа
   для детей и взрослых

Увлекательную интеллектуальную игру можно освоить с преподавателем, с помощью видео, онлайн – уроков, или по книге. Правила не сложные, главное – запомнить названия фигур, как их расставляют на доске, и как они ходят. Чтобы выиграть, нужно поставить мат королю соперника, научиться просчитывать варианты его ходов, и правильно планировать свою атаку и защиту.

Как играть в шахматы начинающим?

Перед тем, как начать играть в шахматы, тренер советует ознакомиться с фигурами. Для этого нужно обзавестись доской с шахматами и познакомиться с правилами. Научившись делать ходы, переходят к решению несложных задач и игре с партнёром. Чтобы выигрывать партии, необходимо постоянно совершенствовать приобретённые навыки, начиная игру, как белыми, так и чёрными фигурами. Надо учиться продумывать будущие ходы и ответные действия соперника. Этому, за более короткий срок научит преподаватель.

Тренер научит:

  • проверять позиции после ходов партнёра, чтобы вовремя защититься;
  • играть всеми фигурами;
  • выполнять самостоятельные упражнения.

К тому же вовремя подскажет и исправит ошибку. Такие регулярные тренировки научат выходить даже из безвыходных ситуаций, делать оригинальные маты, с честью принимать поражение.

Цель игры в шахматы

Игроки стремятся создать ситуацию, в которой король противника оказывается в безвыходном положении. Это значит, что нет ни одной свободной клетки для отступления и других фигур для защиты. Это называется – мат королю, или его пленение. Но сначала объявляют шах – угрозу. Иногда в игре получается ничья, или один из игроков признаёт поражение и сдаётся. Чтобы достичь цели игры, фигуры расставляют, передвигают и забирают (рубят) чужие в соответствии с правилами.

Выбор цвета

Официальные правила не указывают, кто какими шахматными фигурами играет. Это решает проводящая сторона турнира. Чаще всего выбор цвета выпадает случайно. Шахматы лежат в мешке. Из него, не глядя, главный судья или игрок, у которого рейтинг выше, достаёт одну фигуру. По цвету вынутой фигуры определяют цвет шахмат фаворита. В домашней игре делают проще. Один игрок в каждую руку берёт по пешке разных цветов и прячет руки за спину. Соперник угадывает. Если угадал – ему достаются фигуры этого цвета.

Важные правила игры в шахматы для начинающих

Нарушение правил игры грозит поражением, поэтому стоит знать:

  1. Если игрок тронул фигуру, он обязан сделать ею ход.
  2. Право первого хода у белых, в следующей партии игроки меняются цветом.
  3. Фигурам нельзя перепрыгивать ни через «своих», ни через соперников.
  4. Пропуск ходов запрещён, после действия противника нужен обязательный ответ – переставить свою фигуру на свободное поле или взять в плен чужака.
  5. После взятия чужой фигуры, свою ставят на освободившуюся клетку.
  6. В ситуации блокирования фигур с невозможностью ходов, судья объявляет ничью, такое же решение принимается, если шах объявлялся 3 раза подряд.

В случае, когда оба игрока располагают недостаточным количеством фигур для объявления мата, они идут на «мировую». Такое же решение принимается, если игроки сделали последние 50 ходов без участия пешек, или без плена фигур.

Названия шахматных фигур и как они ходят

Набор шахмат у одного игрока состоит из короля, ферзя, по две ладьи, двух слонов, двух коней и восьми пешек. Все они ходят по-разному.

Шахматная доска

Король

Это самая главная и высокая фигура на доске. Сверху у него крест, но чаще маленькая корона. Ходить королю можно всего лишь на 1 клетку (поле) вперед, вправо, назад, влево или диагонально. Если на этом поле стоит чужая фигура без защиты, ему разрешается её взять в плен. Кроме того, в случае угрозы, король меняется местами (делает рокировку) с ладьёй, если они оба раньше не делали ходов. При нарушении этого правила игроку засчитывается поражение, или он наказывается пропуском хода.

Ферзь

Эту фигуру часто путают с королём. Различают по шарику наверху и ребристому краю, а также чуть меньшей высоте. Передвигается ферзь только прямо во всех направлениях по диагоналям, по горизонтальным и вертикальным рядам, независимо от количества клеток при условии, что на пути нет других фигур. Вводить ферзя в ход игры рекомендуют, когда у противника сильные фигуры взяты в плен, иначе надёжный защитник будет рано потерян.

Ладья

Неповоротливую ладью сравнивают с башней и чаще называют турой. Её направление передвижения – по горизонталям и вертикалям хоть через всю доску, если путь свободен. В атаке и защите 2 ладьи вместе – сильные фигуры, но в центр их выводят редко, держат в стороне на случай атаки.

Слон

Голову слона венчает высокий остроконечный «шлем». Народное название фигуры – офицер. Перемещается только по открытой диагонали того цвета, на какой клетке стоял вначале игры. Расстояние по количеству клеток не ограничено.

Конь

Эта фигура изображает конскую голову с гривой. Конь – ценная фигура, потому что ему разрешается перепрыгивать через свои и через чужие фигуры. Поэтому заслон ему не грозит, если только коня не загнали в угол доски. Начиная движение, прыгун перепрыгивает одну клетку, затем «шагает» на следующую справа или слева, обозначая букву «Г». Если на поле приземления стоит противник, конь берёт его в плен.

Пешка

Это самые маленькие и слабые фигуры, отмеченные шариком наверху. Отличаются сложностью передвижений. Ходят только прямо вперёд на следующую клетку, но рубят в диагональном направлении. Первый ход им разрешается делать через 1 клетку. Если перед пешкой стоит другая фигура – ход закрыт до ухода препятствия. Когда пешка дойдет до противоположной линии, она становится ферзем, или другой фигурой на выбор, но не королем. Выставлять вперёд много пешек не советуют. Достаточно сходить двумя-тремя, чтобы получилось вывести сильные фигуры для защиты и нападения.

Хотите повысить свой уровень игры?

Привет!
Меня зовут Павел, я изучаю шахматы уже более 20 лет.
Занимаю 80 место на самом популярном шахматном сайте в мире chess.com.

Запишитесь на первое занятие и я помогу разобраться во всех тонкостях шахматного искусства. Вместе мы определим ваш уровень и составим план обучения.

Установка шахматной доски

Перед игрой доску ставят в исходное положение так, чтобы внизу, справа от игрока, находилась белая клетка. Всего на доске 64 клетки, по 8 с каждой из 4-х сторон. Половина из них белого или светлого цвета, другая – чёрного или тёмного оттенка. Они чередуются между собой.
Профессионалы играют на досках с цифро-буквенным обозначением. Вертикальные ряды обозначаются буквами. Для этого под нижним рядом написаны латинские буквы от А до Н. Горизонтальные ряды обозначаются цифрами от 1 до 8.

Размещение фигур

В классическом расположении ближний нижний ряд к игроку занимают сильные фигуры:

  • на крайние клетки слева и справа ставят ладьи;
  • следующие (вторые от краёв) – для коней;
  • третьи клетки – для слонов;
  • две центральные клетки этого ряда для короля и ферзя, если ферзь белого цвета, его ставят на белую клетку, а черную фигуру – на чёрное поле, король занимает оставшееся место.

Следующий, второй ряд – для пешек, это рядовые. Расположение доски и расстановку фигур изучают на первом уроке по шахматам.

Понимание стоимости фигур и размены

В ходе партии игроки захватывают фигуры друг друга, по другому – размениваются. Чтобы размен получался равноценным, нужно знать стоимость всех фигур, их ценность и влиятельность, и зря не рисковать, даже пешками. Этими фигурами, кстати, и измеряется стоимость:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.
  • Король стоит ноль очков – фигура не разменная, поэтому бесценная.

Результату эти очки не грозят, зато игрок видит стоимость потери и приобретения. Таким образом, в шахматах говорят о хорошем, плохом или честном размене.

Развитие ваших фигур

Чтобы играть удачные партии, нужно научиться развивать свои фигуры с первых ходов. Это предполагает выставление их на 4 центральные клетки, или предпринимать атаку на фигуры соперника в этой части доски. Заняв центр, большая часть площади окажется под контролем.

Контроль центра доски

Чем ближе к центру доски, тем у фигур больше силы, маневренности в ходах и подвижности. Поэтому, заняв центр, противника легче вытеснить к краям, где возможностей для выбора ходов меньше. Постоянно держа центр под контролем, игрок чаще атакует, вынуждая противника держать оборону. В таких случаях 1-2 клетки советуют занять пешками, давая сильным фигурам возможность атаковать.

Развитие с целью контроля центра

Контролируя всего 4 центральные клетки, игрок становится хозяином игровых позиций, потому что у его фигур больше возможностей, чем у тех, что расположены по краям доски. Сделать шах, и поразить чужого короля получится лишь с сильными фигурами, поэтому нужно скорее выводить слонов и коней. Для вывода слона с ферзём делают ход пешкой на второе поле от короля. Коням освобождать путь необязательно – они пешек перепрыгнут. После развития этих фигур в центре, разрешается рокировка для безопасности короля. Следуя такой тактике, выигрыш партии обеспечен.

Атака и защита

Ход шахматной фигуройАтакой считается стратегия, в которой используется больше тактики для развития планомерного или внезапного наступления на короля соперника. Готовя атаку, приходится жертвовать материалом, и терпеть тактические осложнения. Главное в атаке – вовремя перейти к обороне, уметь чувствовать опасность.

Под защитой в игре подразумевают отпор наступления противника. Различают пассивную, с применением обороны и созданием при этом максимальных трудностей сопернику, и активную защиту. Активная защита та, которая вовремя переходит в контрнаступление.

Атакующий план

Для любой партии наступления тактику продумывают заранее.

Пункты плана:

  1. Оценивание позиции.
  2. Путь развития фигур.
  3. Контроль центра.
  4. Ослабление полей соперника и создание угроз его королю.
  5. Способы помех для удачного сбора сил противником.

Главное – заранее просчитывать ходы, чтобы соперник не сделал встречный контрудар. Для тренировки планирования будущей игры полезно поработать над распространёнными дебютами:

  • Испанской партией, в которой, чтобы атаковать, требуется вывести слонов;
  • Английским началом, где дебют разворачивается медленно и гибко;
  • Рискованным королевским гамбитом со стеной из строя пешек.
  • Ферзевым гамбитом для контроля над центром.

Всегда старайтесь узнавать как отреагирует партнёр на навязанные позиции.

Успешные атаки

Для каждой части игры созданы стратегические правила, чтобы атака была успешной. Вначале игры (дебют) – пешки выводят в центр, захватывают больше площади конями и слонами. В середине партии (в миттельшпиле) готовятся к атаке, делая свою позицию максимально активной. На каждом последующем ходе стараются выгодно расположить фигуры. Заканчивая партию (в эндшпиле), король активно включается в игру и сотрудничает с проходными пешками.

Потеря фигуры

Игрок проигрывает фигуры в том случае, если их некому было защищать. Атаковать незащищённую фигуру – эффективная выигрышная стратегия. Соперники тщательно следят за материалом друг друга, чтобы ослабить «войско» неприятеля. При этом не забывают контролировать защиту своих фигур. Если терять «воина», то в честном размене, а не заглядывать на чужую пешку, теряя при этом собственного ферзя.

Защита фигуры

Главное, кого нужно защищать – это короля и фигуры, оказавшиеся под ударом. Их нужно в спешном порядке уводить или прикрывать. Но лучший способ – взять в плен угрожающую фигуру, или сделать нападение на других сильных «врагов». Ещё один вариант – пожертвовать незначительной фигурой, чтобы поймать значимого «воина». Также для защиты применяется рокировка.

Победа в первых играх – мат для новичков

Научившись расставлять фигуры и ходить ими, далее не мешает пройти обучение: «Как выигрывать партии, делать шах и мат королю соперника». Для это гроссмейстеры создали выигрышные композиции специально для новичков.

Детский мат для начинающих

Ещё такую композицию называют матом за 4 первых хода. Подходит для игры, если соперник новичок или ребёнок.

Номера ходов белых фигур:

  1. Пешка E2 делает ход от короля через 1 клетку на E4 (помните, только вперёд). Это нужно, чтобы открыть путь слону и ферзю.
  2. Ферзь выходит на клетку G4.
  3. Слон на белой клетке встаёт на поле В5. Таким образом, обе фигуры угрожают пешке противника перед его ферзём.
  4. Нападающий ферзь забирает чужую пешку, стоящую перед королём, объявляя тому шах и мат.

Защищаются от такого мата конями, и ферзю, как более ценной фигуре, придется ретироваться. Второй способ защиты – сделать такие же ходы, но ферзь должен встать перед королем.

Мат двумя ладьями

Объявить шах и поставить мат, когда фигур остаётся мало можно в том случае, если чужого короля сместить на край доски.

Для этого придерживаются правил:

  • Первой ладьёй преграждают ему путь.
  • Шах делает другая ладья, вынуждая короля к отступлению.
  • Если ладье грозит опасность, её убирают на безопасное расстояние.

Стремясь научиться играть в шахматы и выигрывать, придётся рисковать и экспериментировать. Для тренировок подойдут электронные платформы. Здесь же предлагается анализ классических шахматных этюдов. Но главное для отрабатывания и совершенствования навыков – живой противник.