morechess

   Шахматная онлайн школа
   для детей и взрослых

Шахматы были придуманы в Индии в V–VI веке. С тех пор они прошли путь от элитарного увлечения до популярной логической игры, влияние которой на интеллект очевидно. Родителям, которые хотят создать условия для всестороннего развития сына или дочки, стоит обратить на них внимание. В некоторых странах шахматы являются частью программы школьного образования. Но ребенка вполне возможно научить игре самостоятельно. Главное, проявить терпение и последовательность.

Польза шахмат

Игра в шахматы не только может заменить для ребенка целый комплекс логических и креативных упражнений, но и оказать положительное влияние на формирование его личностных качеств.

Два мальчика играют в шахматы

Интеллектуальное развитие

Шахматные партии требуют концентрации внимания и запоминания ходов. В процессе построения комбинаций необходимо оценивать ситуацию и продумывать логические варианты развития событий. Это положительно сказывается на уровне интеллектуального развития ребенка и на его школьных успехах. В ходе постоянных тренировок у многих детей формируется фотографическая память и улучшается навык чтения.

Стратегическое мышление

Шахматистам приходится постоянно «заглядывать» в будущее. Игра учит планировать свои действия на 4—5 ходов вперед, учитывая при этом возможные реакции соперника. Это прекрасно стимулирует умение мыслить стратегически, воспринимая каждое событие, как часть системы, и оценивая его влияние на конечный результат.

Творческая составляющая

Шахматы – логическое занятие, имеющее четкие правила. Но в них высоко ценится умение придумывать нестандартные игровые схемы, которые могут застать противника врасплох. Такой подход учит ребенка подключать воображение, креативно мыслить, проявлять изобретательность и смекалку.

Воспитание характера

Успех в шахматной игре невозможен без целеустремленности, усидчивости, трудолюбия и дисциплинированности. Ребенок привыкает планировать свое время и грамотно распределять нагрузку. Даже гиперактивные дети, системно занимаясь шахматами, становятся более спокойными и учатся концентрироваться на задачах.

Маленькие игроки самостоятельно принимают решения и берут на себя ответственность за их последствия. Поскольку, часть партий неизбежно заканчивается проигрышами, ребенок учится их принимать, анализировать ошибки и корректировать поведение.

Когда начинать обучение?

Психологи и тренеры говорят о том, что учиться играть в шахматы ребенок может уже с 3 – 4 лет. В этом возрасте малыши начинают осознавать свою самостоятельность, активно познавать мир и погружаться в то, что им интересно. Их мозг прекрасно впитывает новую информацию. Приступать к занятиям стоит тогда, когда чадо становится способно концентрироваться на одной задаче хотя бы 10 – 15 минут.

В 3 – 4 годам можно познакомить ребенка с фигурами, их ходами и основными правилами. Важно, чтобы ему было интересно. Больших достижений в этот период не будет. При правильной организации процесса полноценно играть он сможет  5 – 6 лет, постепенно раскрывая свой потенциал.

Разумеется, не стоит думать, что все потеряно, если сын или дочка уже перешагнули дошкольный период. Начать играть в шахматы никогда не поздно. Это занятие полезно в любом возрасте.

Как научить ребенка играть с нуля самостоятельно?

Существует два пути обучения шахматам – посещение кружка и самостоятельные занятия. Если кто-то из взрослых в семье хорошо знает правила и увлекается игрой, можно попробовать второй вариант. Изучив азы в комфортной для себя обстановке, в дальнейшем сын или дочь смогут продолжить самообразование либо записаться в секцию.

Психологическая мотивация

Перед началом занятий важно настроить ребенка. Методы зависят от его возраста и индивидуальных особенностей. В 3 – 4 года самое главное – вызвать живой интерес, преподнести весь процесс в игровой форме. В этот период малыши очень легко увлекаются различными занятиями, но также быстро охладевают. Рекомендуется не заставлять ребенка, а руководствоваться его желаниями.

После 6 – 7 лет можно попытаться мотивировать чадо, объяснив ему пользу шахмат и нарисовав перспективу побед на состязаниях, путешествий по всему миру. В этом возрасте дети уже могут осознать, что игра способна внести огромный вклад в их будущее.

В любом случае лучший стимул для шахматных занятий – пример родителей. Если он регулярно видит, что взрослые сражаются и получают от этого удовольствие, точно захочет попробовать. Тем более, что это прекрасная возможность совместного времяпрепровождения.

Хотите повысить свой уровень игры?

Привет!
Меня зовут Павел, я изучаю шахматы уже более 20 лет.
Занимаю 80 место на самом популярном шахматном сайте в мире chess.com.

Запишитесь на первое занятие и я помогу разобраться во всех тонкостях шахматного искусства. Вместе мы определим ваш уровень и составим план обучения.

Знакомство с шахматной доской и правилами

В самом начале необходимо показать ребенку шахматную доску и объяснить, как она устроена:

  • На квадратном поле в порядке чередования расположено 32 белых и 32 черных клетки.
  • Все они пронумерованы – по горизонтали от 1 до 9, а по вертикали латинскими буквами от A до H.

Доска представляет собой своеобразную систему координат, где каждый квадратик имеет обозначение, состоящее из буквы и цифры. Это позволяет в буквальном смысле записывать и выстраивать партии. Можно провести аналогию с навигатором, помогающим проложить маршрут по точкам.

Далее стоит объяснить базовые правила:

  1. Сражение ведется между белыми и черными фигурами, каждая из которых имеет свое название и ценность.
  2. Их по 16 у каждого игрока. Они выстраиваются на доске и ходят определенным образом.
  3. Доска располагается так, чтобы клеточка черного цвета находилась в левом нижнем углу по отношению к игроку.
  4. Шаги совершаются по очереди, первый – делают белые.
  5. В процессе игры фигуры перемещаются по четким правилам и могут «съедать» фигуры соперника.
  6. Цель – «подойти» к королю противника и сделать так, чтобы он не мог совершить ход, то есть поставить «мат».

Фигуры и их функции

Шахматные фигуры от пешки до короля

Следующий этап – ознакомление с фигурами и их возможностями в доступной для ребенка форме:

  • Пешки. Самые миниатюрные персонажи. Их больше всего по количеству. Они могут ходить только на одну клетку вперед (в начале партии – на две). Бьют по диагонали. Не перемещаются назад.
  • Ладья (тура). Похожа на башню крепости. Умеет ходить и бить горизонтально и вертикально на любое число клеток. Не умеет прыгать через другие фигуры.
  • Конь. Пожалуй, самая любимый персонаж у детей, верхняя часть которого выполнена в форме головы животного. Ходит буквой «Г». Умеет прыгать через свои и чужие фигуры.
  • Слон (офицер). Изящная фигура с острой шляпой на тонкой ножке. Двигается по диагонали на любое число позиций. Не прыгает через другие фигуры.
  • Ферзь (королева). Фигура с самыми большими возможностями. Может бить в любом направлении на неограниченное количество позиций.
  • Король. Самая ценная фигура, которую нужно беречь и прикрывать. Он может ходить только на одну клетку вперед, но в любом направлении. Его не бьют, а только окружают, лишая хода. В этом и цель игры.

Необычные ходы и стимуляция интереса

После того, как ребенок ознакомится с фигурами и базовыми шагами, стоит «подогреть» его интерес, рассказав о том, что существуют необычные ходы и особые приемы в шахматах.

Рокировка

Одновременная смена позиций короля и ладьи на одной линии. Она выполняется игроком только один раз за игру при условии, что обе фигуры находятся на своих начальных клетках. Цель приема – быстро изменить положение короля для его защиты.

Взятие на проходе

В начале игры пешка может перейти сразу на две клетки. Если при этом она оказывается рядом с аналогичной фигурой соперника, то может быть «съедена».

Превращение пешки

Если пешка проходит все поле и ступает на последнюю горизонталь соперника, она получает право превратиться в любую фигуру, за исключением короля. Выбор делает игрок.

Как заинтересовать малыша игрой?

Перед тем как начинать обучение, важно заинтересовать ребенка шахматами. Иначе у него не будет желания вникать в сложные хитросплетения шагов и стратегий.

Психологи советуют необычный прием. Взрослым необходимо периодически играть в шахматы. Можно даже вести партию с самим собой. Сын или дочка будут смотреть на это и обязательно спросят об игре. Стоит отметить, что занятие только для взрослых. Это с высокой степенью вероятности заинтересует малыша, он будет просить поиграть. Через несколько недель можно сказать ему, что он уже достаточно подрос, чтобы познакомиться с шахматами.

Кроме того, пробудить интерес можно и помощью просмотра мультфильмов или чтения книг, в которых герои увлечены шахматами. Они обязательно вызовут желание сыграть партию по-настоящему.

Обучение в игровой форме

В 3 – 5 лет ребенок познает мир через игру. Именно в такой форме стоит его знакомить с шахматами. Желательно приобрести специальный набор для детей с большими и устойчивыми деталями.

Прежде всего необходимо рассказать ребенку о фигурах и ходах, которые они могут совершать, представляя их в виде живых персонажей с неповторимыми характерами. Каждому из них стоит посвятить отдельный урок. Важно ставить фигурки на поле и демонстрировать перемещения.

Затем следует уделить внимание правильной расстановке. Можно поиграть: разместить шахматы на доске с ошибками и попросить ребенка все исправить. Другой вариант – незаметно убрать одну из фигур, и он угадает, кто пропал.

Папа и дочка играют в шахматы

Первые партии рекомендуется начинать только с пешек. Пусть научится их «поедать». Затем можно постепенно добавлять новые фигуры. Так малыш хорошо запомнит возможности каждого персонажа. Не стоит строго указывать на ошибки. Лучше устроить легкое «землетрясение» на доске.

Для закрепления навыков ученику и тренеру можно поменяться местами. Малыш научит папу или маму шахматной грамоте, а заодно «разложит все по полочкам» в своей голове. А еще можно поиграть в поддавки. Целью такой партии будет, как можно быстрее избавиться от своих фигур.

В процессе игрового обучения важно проявлять искренние эмоции. «Бояться», если королю угрожают фигуры соперника. Радоваться удачным комбинациям.

В дополнение к реальным шахматным урокам ребенку можно предложить виртуальные. Существует множество виртуальных игр разного уровня сложности, в которых можно соперничать с компьютером или другими людьми.

Советы родителям

При появлении у ребенка интереса к шахматам очень важно его поддержать и всячески помогать. Рекомендации психологов и тренеров:

  1. Доступность шахмат. Пусть почаще прикасается к фигурам, играет с ними на свое усмотрение. В юном возрасте необходимо развивать тактильную память.
  2. Проводить обучение от простого к сложному, уделяя важным нюансам столько времени, сколько требуется конкретному ребенку. Не стоит торопить события, подгонять, забегать вперед.
  3. Оптимальная продолжительность одного урока для 3 – 4 лет – 15 – 20 минут. Если ученик устал, лучше отвлечься, провести гимнастику, а потом вернуться к игре. По мере взросления длительность можно увеличить до 60 минут. Периодичность уроков – минимум 2 – 3 раза в неделю.
  4. Создать психологически комфортную атмосферу. Ребенка следует подбадривать, хвалить. Категорически нельзя кричать и ругать.
  5. С самыми маленькими можно не следовать четкому графику уроков. Лучше подгадывать моменты, когда ребенок в хорошем настроении и готов поупражняться. С детьми постарше желательно определить режим занятий. Но если сын или дочка отказываются от урока, нет смысла заставлять. Стоит договариваться.
  6. Устраивать турниры. Сначала семейные, а затем можно поискать соперников среди сверстников. Но не стоит поддаваться. Важно уважать маленького шахматиста и играть с ним честно. Следует научить его спокойно реагировать на проигрыши, относясь к ним как к урокам.
  7. Погружать ребенка в шахматную среду. Можно посещать с ним спортивные состязания, обсуждать партии, читать книги или смотреть фильмы, посвященные гроссмейстерам

Шахматы – удивительная игра, которая развивает память, структурирует мышление и воспитывает характер. Знакомить ребенка с ней можно уже с 3 – 4 лет, открывая новый интересный мир. Даже если он не станет чемпионом, регулярные занятия положительно скажутся на интеллектуальном уровне и самооценке, а время, проведенное с родителями во время семейных соревнований, укрепит психоэмоциональную связь.